Если материалы блога оказались вам полезными, поддержать можно, скачав любую библиотеку звуков на Gumroad (бесплатно)! Также если не трудно, оцените в 5 звезд (✮✮✮✮✮) и поделитесь ссылкой с друзьями, вдруг кому-то понадобится звук из моего семпл пака! (・ᴗ・)

Посетите магазинчик Nimlos'a на Gumroad!

... или отправьте 3$ (всего-то 180 рублонов +- 10 в зависимотсти от курса) на мой PayPal для поддержания стабильного блогпостинг-стимула! Также буду благодарен за фидбек и пожелания на Ko-fi.

Gearing Up For Composing | Базовый комплект оборудования и софта для современного композитора

UPD 24.05.2019

Полностью переработанная статья с множеством дополнительного материала и всем, всем, всем, что я сам успел узнать по теме. Для правок и пожеланий открыт канал связи *телепорт*

Сегодня создавать свои музыкальные треки может чуть ли не каждый, будь то полноценный оркестровый саундтрек или чуть менее серьезная «EDM» музыка, для этого нужно всего лишь несколько ключевых элементов, собрав которые можно уверенно стать на путь создания маленькой уютной домашней студии. В этой статье я решил перечислить все эти элементы и в подробностях рассказать, насколько сложное это дело — быть современным композитором.

Содержание статьи
  1. Краткое изложение сути
  2. Шаг 1: Создание рабочей станции на основе PC
  3. Шаг 2: Выбор аудио карты
  4. Шаг 3: Мониторинг, наушники
  5. Шаг 4: Выбор DAW
  6. Шаг 5: VST инструменты
  7. Шаг 6: Семплеры и библиотеки
  8. Шаг 7: Микрофоны? Рекордеры?
  9. Шаг 8: Музыкальные инструменты?

Вся доступная в этой статье информация с лихвой описана в исчерпывающих ресурсах, собранных в 2-х мои наиболее важных статьях блога, сборниках КНИГ и ВИДЕО. Я систематично накапливал эту информацию в течение вот уже 6 лет, поэтому если вы серьёзно подошли к изучению звука, то направляйтесь прямиком туда. Еще немного полезных сведений вас ожидает на странице со ссылками на полезные веб-ресурсы, вкладка «Домашняя Студия».

Вкратце о том, что нужно современному композитору:
1. Программное обеспечение

В него входят DAW (digital audio workstation) и плагины для выбранной вами основной программы, такие как синтезаторы, семплеры и эффекты обработок (всё, что раньше было доступно лишь в физическом виде). Естественно, это всё нужно ставить на достаточно мощный PC с процессором последних лет изготовления и достаточным количеством RAM, так как многие семпловые инструменты расходуют её на раз. Тем же, кто задумался о работе в игровой индустрии, так же обязательна хорошая видео карта рассчитанная на установку в «игровые» компьютеры.

2. Физические контроллеры, аудиокарта, мониторинг

Для удобства настоятельно рекомендую приобрести хотя бы midi-клавиатуру (с ней реально удобнее и быстрее), хотя вам и придётся немного попрактиковаться в игре на ней, и конечно просто необходимо приобрести дополнительный аудио-интерфейс (лучше наружный) для подключения наушников (не аудиофильских за 1к$, конечно, что-то в пределах 100-200$, конкретные примеры я приведу ниже), гитар, внешних синтезаторов и микрофонов. Это нужно еще и потому, что все встроенные в материнскую плату по умолчанию чипы не предусматривают серьёзной работы с аудио. Конечно можно установить ASIO4ALL и не заморачиваться с покупкой всех этих «ненужных» железок, многие начинающие электронные музыканты так и поступают. Может, на первых порах это и не такое плохое решение, но вы сами поймёте, что отсюда надо куда-то двигаться дальше.

3. Место, где вам будет комфортно и приятно работать

Это очевидно, что таким местом может быть и ваша собственная комната со стареньким ноутбуком на столе, купленным для сёрфа интернетов, но если вы и вправду задумались над серьёзной работой, то вам может потребоваться более подготовленное место для записи инструментов, голоса, совместной работы с другими музыкантами. К тому же работа может затянуться на всю ночь, а кому понравится, что у них за стеной в 4 утра вдруг громко что-то загремит? Не всякие соседи по достоинству смогу оценить ваши попытки «творить». Но даже если вы не намерены участвовать в коллаборациях и вас вполне устраивает ваш ноутбук в силу мобильности, так или иначе укромный уголок, настраивающий нас на творческий лад, вообще не помешает. Из практики я заметил, что физическое разделение пространств для отдыха и работы способствует продуктивности и психическому здоровью в том числе. Так что не спешите вносить работу в то пространство, где вы привыкли отдыхать от сует, даже если это сулит материальными выгодами. Вы повышаете риск вогнать себя в состояние стресса, только и всего.

А теперь обо всём в подробностях и по порядку:

Шаг 1: Создание рабочей станции на основе PC. Как уже я говорил выше, для работы с аудио программами нужен довольно мощный компьютер, это физическое воплощение вашей будущей «рабочей станции» (workstation). Материнскую плату выбирать нужно исходя из того, какие компоненты вы хотите туда навесить, особенно обратите внимание, подходит ли сокет для выбранного процессора, наличие PCIe (для мощной видеокарты, в том числе для некоторых аудиокарт), USB (предпочтительно v3.0) для midi контроллеров и аудиокарты, SATA для HDD (оно же просто «хард-диск») или более шустрых (но и более дорогих) SSD-дисков. Процессор обеспечивает скорость обработки аудио файлов эффектами, при этом чем больше ядер, тем больше потоков информации идёт в обработку. Например вам надо в быстром темпе обработать 1000 файлов, при 4 ядрах — только 4 файла будут обрабатываться программой единовременно, в то время как 8 ядер той же конфигурации сделают работу в 2 раза быстрее. Выбирать стоит процессоры фирмы intel (хотя можно и AMD, ватева, просто лично я им не доверяю <_<), предпочтительно i5, i7 серии 7xxx (7-ое поколение и выше) или i9, чем новее - тем лучше. Количество RAM берите из расчёта, будете ли вы пользоваться семпловыми библиотеками. Но общая рекомендация вам — не менее 8Гб, по возможности даже 16Гб и более, частота 3000MHz или выше. Это нужно для загрузки семлированных инструментов для NI Kontakt и других семплеров и ромплеров вроде UVI Falcon, Spectrasonics Omnisphere, reFX Nexus, HALion Sonic. Некоторые инструменты могут загружать до 1Гб RAM, а в проекте вы, вероятнее всего, будете использовать десятки таких инструментов. Вы можете подумать, что графическая карта нужна только для работы с 3D графикой или видео, но в случае работы с играми и игровыми движками (создание музыки и звукового сопровождения для игр я имею в виду) — GeForce GTX 1060 или более новая нужна в обязательном порядке. Она особенно не помешает, если вы планируете использовать PC не только для работы с аудио, но и для видео монтажа. И конечно не забудьте про блок питания с достаточным запасом по мощности, не экономьте на этом элементе сильно, так как дешёвые модели чаще всего шумные и не сбалансированы по энергопотреблению, счета за электричество при длительной работе за этой машиной вам потом аукнутся.

Стоимость разных компонентов PC может варьироваться в зависимости от производителя, торговой площадки и новизны, но я примерно вывел универсальную цену добротного рабочего аппарата (год покупки не имеет значения, цены скейлятся из года в год примерно в равных пропорциях):

клава-мышь + монитор + материнская плата + процессор + RAM + графическая карта + HDD(SSD) = 1000$ (± 200$ на волю выбирающего)

Я вам оставил в конце статьи ссылочку (блок «Дополнительная информация) для самостоятельного изучения. Там много всего такого, о чем я не успел рассказать… или просто не хотел, как знать.

Шаг 2: Выбор аудио карты. Здесь всё достаточно прямолинейно — вы получаете то, за что платите. Основные характеристики аудио интерфесов — количество входов (line или instrument, microphone xlr, combo input) и выходов (line, SPDIF, AES/EBU, optical) для наушников/спикеров или на прочие аудио устройства, а также качество преампов (под качеством понимается количество добавляемого гейна без слышимых шумов), ну и для ADC/DAC (оно же АЦП/ЦАП) разрешающая способность оцифровки аналогового сигнала (обычно 44.1, 48, 96, 192кГц частота дискретизации и 16, 24 и 32 бит «глубина квантования»). Подробнее про Sample rate, Bit depth, lossless и lossy форматы я нашёл очень полезные статьи на сайте, я бы вам советовал ознакомиться… Или хотя бы по картинке, которую я вложил в спойлер после этого абзаца. Про оцифровку ходит много всяких слухов и домыслов, особо любимая тема для обсуждений среди тех, кто не до конца понимает, что эти цифры вообще обозначают и откуда они взялись, не дайте себя запутать, читайте только научные статьи, и тем более не спрашивайте об этом аудиофилов. В последнее время разработчики стали увеличивать эти цифры до космических 384кГц и 64 бит! Некоторые скептики утверждают, что нашему слуху вполне достаточно 44.1кГц и 16 бит, но на самом деле многие софтовые обработки используют oversampling для повышения точности вычислений, в том числе для того, чтоб работать с записями в 44.1кГц. Но иметь исходники в наилучшем возможном качестве куда лучше, чем пытаться исправить ситуацию пост-фактум. Другое дело, готовы ли жертвовать терабайты памяти на то, чтобы иметь это «наилучшее качество». Лично для себя я остановился на 96кГц, 24бит при записи в рекордер (хотя слышал новость, что появился рекордер от Zoom, поддерживающий 32-битный wav формат при записи, но это пока вызывает споры… оно и правда выглядит сомнительно); при работе в DAW 32 бит обеспечивает достаточный запас по динамике, чтобы файлы не клипировали, в принципе, никогда. Это работает примерно так: при записи слишком громкие участки могут вылететь выше цифрового нуля (0 dBFS), однако после завершения записи эти выскочившие за пределы видимости пики можно уменьшить по громкости, и вуаля — верхушки волн не будут срезаны, как было бы при записи в 24 бит (и менее), можете проверить сами. Глубины теории этого явления я сам не до конца понимаю, но суть в том, что количество отсчётов у 32 бит в 2^8 раз больше, чем у 24 бит, то есть 24 бит = 2^24 = 16’777’216, а 32 бит = 2^32 = 4’294’967’296. Как-то так.

Картинка про Sample Rate и Bit depth

Какие же карты выбирать? Если вас интересует бюджетный вариант до 300$, присмотритесь к компаниям Behringer, M-Audio, PreSonus, Steinberg или Focusrite (их серия Scarlett пользуется особым успехом). Для тех, у кого денег куры не клюют, и вы можете позволить себе выделить 1000$ на интерфейс, ищите RME, MOTU или даже UAD. Кто-то особенно богатый может попробовать собрать цепь из дорогущего ADC/DAC и топовых преампов от Antelope Audio, к примеру.

Шаг 3: Мониторинг, наушники. Мой опыт выбора штуковин для мониторинга пока что ограничился двумя парами наушников. Одна пара у меня для улицы, другая — для дома. Про них я написал в мини-обзоре, если кому интересно. При выборе в первую очередь я ориентировался, естественно, на стоимость, потом уже на прочие параметры. По совету товарища остановился на DT 990 от Beyerdynamics, отличные наушники для работы дома и в студии, очень комфортные и звучат «открыто», если так можно выразиться, хорошо прослушиваются верхние частоты, часто при прослушивании сделанных в поле записей выявляются новые детали. Но для музыки они подходят далеко не всей. ATH m50x от Audio-Technica выбрал потом, когда понадобилась пара закрытых наушников для улицы, от них очень быстро устают уши, поэтому дома я их не использую. Хотя это чуть более дорогой сегмент наушников, могу с уверенностью сказать, что пару наушников до 100$ реально найти. Sony MDR-7506 или ATH m40x — отличный старт, хотя с Sony много неприятностей возникает, часто, говорят, попадаются поддельные (то есть неприкрыто китайские) экземпляры плохого качества сборки. С мониторными спикерами я не имел дела, только слушал их на студии, где проходил обучение. Если уж брать пару хороших мониторных колонок, специалисты советуют не рассматривать более дешевые варианты (до 500$ за пару). Также не стоит гнаться за размером диффузора, для комнаты 3х3х3м 8-дюймовый диффузор будет не то чтобы плохим решением, а просто ужасным. Для небольшой комнатушки, настоятельно рекомендую, лучше возьмите наушники. Если уж очень хочется покрасоваться моднявыми колонками, выбирайте небольшой диффузор (до 6 дюймов) и не забудьте об акустической отделке комнаты. Иначе пустите деньги на ветер.

Итак, на какие же фирмы стоит обратить внимание при выборе наушников. Audio-Technica, Beyerdynamics, Sony я уже назвал, добавлю также Sennheiser, AKG, Focal, Shure. Ориентировочно можно взять модели из этой статьи. Что касается мониторов, то мои предпочтения и личная вкусовщина сводятся к Focal, Neumann, Adam, Genelec (всё это дорогие фирмы, для бюджета от 800$ за пару, поэтому я пока что сижу без единой пары). Кто-то предпочитает не тратить более 600$ за пару, в этой категории есть вполне бюджетные JBL LSR305 (поменьше) или JBL 308P MK2 (побольше). Говорят неплохие.

Шаг 4: Выбор DAW, настройка рабочего процесса. Серьёзный шаг. К выбору софта, где будешь проводить по 8-12 часов в сутки надо подходить с осторожностью. Эти программы на первый взгляд сильно разнятся, единственное, что их объединяет — множество непонятных окон и уйма кнопочек неочевидного назначения. Однако запомните — у них очень схожий функционал, поэтому не так важно, какую выберете, будь то FL или Cubase, Logic или ProTools или любая другая на ваш вкус, главное — чтобы работа в ней вас вдохновляла и содействовала творческой мысли. Не стоит однако расслабляться, самое сложное — преодолеть порог, научиться базовым операциям, узнать азы обращения с подобными программами (они зачастую схожи для всех), пусть для каждой из них существуют свои нюансы, о них вы так или иначе узнаете позже в процессе использования. Кто-то предпочитает метод тыка при изучении софта, но я хочу сказать сразу — ребята, тут это не работает. Если уж вы решили освоить какой-то софт для создания музыки, не повторяйте моих ошибок, сразу открывайте мануал, идите на официальный сайт в поисках гайдов, статей и подсказок, просмотрите хотя бы один (а можно и несколько) видео курсов для новичков, обычно там есть «essential» или «for beginners» в названии. Но не идите сразу на YouTube, это вас только запутает, я проверял.

Условно можно разделить DAW на несколько типов — для работы с аудио, для работы с midi, заточенные под интеграцию с железными аналоговыми устройствами, для музыкантов-любителей (вроде GarageBand), для трекерной музыки (Renoise) и фришный софт для кодеров-извращенцев (сорян, но это так). Для композиторов наиболее подходят, имхо, Logic (Mac), Cubase, Nuendo, FL Studio, Reaper (после некоторой кастомизации, ибо это как раз один из видов софта для кодеров-извращенцев), Reason. Остальные могут быть полезны для микширования, мастеринга, работы с плагинами и sound design (т.е. звукового дизайна), работы с полевыми записями и прочих музыкальных экспериментов, так как их архитектура располагает к более узким задачам, например построению необычных эффектовых цепочек (хороший пример такого — Ableton Live или его побратим Bitwig Studio).

Шаг 5: VST инструменты, иной софт для работы с аудио. Можно представить гипотетическую ситуацию, что вам вполне будет хватать родных эффектов и обработок из DAW, которую вы выберете, для абсолютно любых задач, с которыми вы столкнётесь… Тогда можно смело пропустить это шаг и двинуться дальше! Но для таких же addicted людей (как я), которые не могут пройти мимо нового синтезатора, эффекта или звукового софта, я просто набросаю небольшой список того, что я выбрал из огромной горы всего, что перепробовал за несколько лет этой страшной мании. Для начала хочу обратить внимание на компанию iZotope. Её инновационный подход к разработке аудио софта породил большое количество годных продуктов, среди прочего особенно хочу выделить iZotope Ozone и iZotope RX — без них я был бы сегодня как без (хотел сказать рук…) ушей! Просто представьте себе, что до изобретения RX, люди практически наощупь находили проблемы в аудио файлах, пытались их исправить зачастую не очень интуитивными способами, но после появления на свет iZotope RX — многие аудио инженеры наконец смогли спасать (казалось бы) навеки испорченные записи парой кликов. Для интересующихся этим чудом советую ознакомиться с материалом на официальном сайте, там же можно прочитать про другие продукты кампании. Вторая мысль, которую я пытался донести, — если вы хотели бы расширить свой арсенал утилит, но не тратить часы на сравнение одного EQ с другим или пролистывание сотни пресетов Reverb плагина в поисках нужного, просто зарубите на носу — все эквалайзеры, компрессоры, ревербераторы и эффекты модуляции имеют общие основополагающие функции, различие звучания, скорее всего, заметите только ВЫ! Из такого соображения я бы вам очень советовал выбрать пару тройку ваших «любимых» обработок и не посвящать долгие часы на прослушивание влияния одного компрессора на звук файла в отличии от другого. Просто как ориентир назову вам Fabfilter как разработчиков самых приятно выглядящих и очень качественно звучащих обработок. Если вы добавите в свою коллекцию только их — вы сэкономите многие часы своей жизни, которые могли бы потратить на пустое перебирание. Но кого я обманываю, вы все равно будете тратить время на изучение других VST плагинов, так что…

Для дополнительного изучения
Список достойных внимания фирм по версии Nimlos’a:

  1. Waves Audio — много обработок на все случаи жизни;
  2. Native Instruments — отличный семплер, хорошие синтезаторы;
  3. Sound Toys — щикарные аналоговые дилеи и дисторшны;
  4. Valhalla DSP — ревербераторы на любой вкус;
  5. U-he — аналоговые синты и эффекты для придирчивых;
  6. Arturia — наверное лучшие цифровые версии аналоговых синтов;
  7. Slate Digital — топовые эмуляции аналоговых эффектов;
  8. UVI — гибридный семплер-синтезатор и крутые эффекты;
  9. Sugar Bytes — экстравагантные синтезаторы с офигенным звучанием;
  10. Glitchmachines \ Inear display — экспериментальные эффекты.

Все названные (и неназванные) программы можно добыть в сети за вполне разумную цену. За 0$, например. Одно волшебное слово для поисковика — torrent или даже rutracker — сделает всю работу проще. А вот с аудиокартой, наушниками и контроллером дела обстоят сложнее… Это придётся прикупить за довольно приличную сумму. Что-нибудь в районе 500$ за достойного качества комплект железа — наушники (100-180$), midi-контроллер (100$) и аудиоинтерфейс (200$).

Шаг 6: Семплеры и библиотеки. Я добрался и до них. Чтож, наверное для современного композитора нет более благодатного времени, чем сегодня, чтобы начать сольную карьеру, потому что обилие программ-семплеров и предзаписанных инструментальных библиотек просто зашкаливает. Для любопытства посмотрите в Google, как много всего можно найти для семплера Kontakt от Native Instruments (о котором я уже неоднократно упоминал в статье), UVI Falcon, Spectrasonics Omnisphere (хотя это и не совсем семплер, скорее ROMплер) или HALion Sonic. Там вы наверняка увидите многочисленные оркестровые, особенно струнные секции (привет, ребятам из Spitfire Audio), барабанные библиотеки, соло инструменты, гитарные, синематик, гибридные инструменты, на любой вкус и цвет. Но… тут я вынужден вас предупредить, потому как есть очень страшная опасность (как и в случае с VST инструментами) впасть в нездоровую тягу качать всё больше и больше инструментов, раздувая свою коллекцию до нескольких Терабайт на внешних HDD. Поэтому, я очень настоятельно советую — ограничивайте себя. Нет ничего более эффективного для креативного человека, чем ограничить себя в инструментах. Я дам вам пищу для размышлений, конечно, подкину список производителей очень качественных библиотек, чтобы вы могли повыбирать; но я надеюсь, что в скоро времени вы всё же осознаете: чем меньше вы имеете — тем более эффективно используете имеющийся арсенал.

Для дополнительного изучения
Список достойных внимания фирм по версии Nimlos’a:

  1. Native Instruments — внезапно, но да, библиотеками они тоже торгуют;
  2. Spitfire Audio — много интересных и очень детальных библиотек;
  3. Orchestral Tools — оркестры с множеством нюансов и насроек;
  4. EastWest Sounds — базовые оркестры, качественно записанные;
  5. Soniccouture — мои любимые библиотеки, евар;
  6. ProjectSAM — органы, оркестры, свинг!;
  7. Cinesamples — также есть оркестры, соло инструменты;
  8. Best Service — много всего на выбор, если ещё осталась нужда;
  9. FluffyAudio — сольные инструменты с очень крутыми легато патчами;
  10. Heavyocity — гибридные и синематические библиоеки, стильные;
  11. Strezov Sampling — хоры, очень много хоров.

Шаг 7: Микрофоны? Рекордеры? Нужно ли это композитору? Наверное, лучше было бы, если б композиторы просто сочиняли музыку, но нынешние реалии таковы, что часто композитор (самого топового уровня) хорошо разбирается в аудио инженерии… и это большой плюс, когда дело доходит до коллабораций, записи коллег-музыкантов, сотрудничества с оркестрами и студиями звукозаписи. Нужно ли покупать тонны дорогущих микрофонов и рекордеров? Скорее всего нет, не надо. Всегда можно найти шумного полевого рекордиста, который с радостью поможет с аппаратурой. Но иметь парочку чего-то своего — это интересно и всегда открывает возможности для экспериментов.

Спойлер для вдохновения

Шаг 8: Музыкальные инструменты? Нужно ли уметь на чем-то играть? Ответ простой — да, нужно. И даже больше скажу — чем больше инструментов вы освоите, тем лучше это скажется на вашей музыке. Самые интересные музыкальные творения выходят у музыкантов мультиинструменталистов, как правило. Для примера посмотрите — Jesper Kyd, Brian Tyler, Jeremy Soule, Peter McConnell… Но справедливости ради нужно сказать, что для начала хватит умения играть на одном инструменте. Клавишные в фаворе, потому как ими проще овладеть на базовом уровне, управлять клавишными можно эффективнее, многие midi-контроллеры построены в виде клавишного инструмента. Потом можно взяться за струнные или духовые, когда почувствуете в себе желание продвигаться в освоении инструментов. Лично я так и сделал.

Правильный человек-мультиинструменталист




Дополнительная Информация


Audio production can be one of the more challenging purposes for building a PC. Special care must be taken not only to know how your main hardware affects performance, but also to ensure maximum compatibility with important peripherals, interfaces, and Digital Audio Workstation (DAW) software options.

Источник: Build the Best PC for Music Production and Audio Editing

Дальнейшее изучение темы

Следующая статья о жизни в роли «фрилансера» — «Life as a Freelancer» — парень описывет свой путь от офисного рабочего до «вольного копейщика» за 2 года.

Также вам будет полезно ознакомиться с моими наработками в области создания своей студии, то есть чего-то более подготовленного к работе со звуком, чем ваша собственная спальня, о чем я говорил выше.


More from blog.nimsound.ru